На латвийской платформе общественных инициатив Manabalss.lv появилась скандальная петиция. Её авторы призывают опять проголосовать за снос находящегося в рижском Задвинье памятника освободителям столицы Латвии от немецко-фашистских захватчиков.
Ненавистный памятник
Инициатор сбора подписей Угис Полис полагает, что монумент «является разделяющим общество элементом».
Он добавляет, что памятник Победы над фашизмом «стал символом всех зверств, которые советская власть за пятьдесят один год учинила в Латвии». По мнению Полиса, демонтировать памятник нужно за государственные средства или с привлечением армии. Автор инициативы предлагает «использовать площадь у памятника Победы, чтобы информировать представителей национальных меньшинств о фактах истории Латвийской Республики во времена Второй мировой войны – начиная с подписания пакта Молотова–Риббентропа 23 августа 1939 года до подписанного представителями Советского Союза и Германии мирного договора 9 мая 1945 года (по московскому времени)». Таким образом, по мнению Полиса, «можно будет объединить общество, не выделяя ценность одного этноса над другим».Монумент в Задвинье представляет из себя композицию, в центре которой находится монументальная 79-метровая колонна, увенчанная золотыми звёздами, а по бокам расположены символические скульптурные изображения Матери-Родины и воинов-освободителей. Его установили в Риге в 1985 году, а снести этот памятник пытались уже неоднократно.
Раздражение, вызываемое у официальных кругов Латвии монументом, объяснимо – уж слишком он не вписывается в рамки нынешней государственной идеологии. Каждый год на 9 мая здесь собираются огромные массы празднующего народа – и старых, и малых. Поскольку в Латвии события 1945 года официально считаются началом «второй оккупации», власти относятся к дате Дня Победы строго отрицательно.
Вначале задачу ликвидации монумента попытались взять на себя экстремисты. В ночь на 7 июня 1998 года у стелы громыхнуло – то была уже третья попытка подрыва памятника. Особую драматичность теракту придала гибель двух подрывников, не успевших отбежать подальше от собственной адской машины. Одно ухо плюс фрагмент ноги потом нашли на расстоянии нескольких десятков метров. Документы погибших, оставленные ими в машине, уцелели. Позже работники генпрокуратуры объявили, что злоумышленники изготовили из бытовых химикатов 70 килограммов взрывчатки. Взрыв оказался преждевременным из-за китайского дистанционного пульта, коротнувшего от тряски при ходьбе… Какое-то время «побегав», на скамье подсудимых оказались два идейных лидера подрывников – радикальные латышские националисты Игорс Шишкинс и Вилис Лининьш, называвшие себя «борцами с жидами, предателями и оккупантами». Оба получили небольшие тюремные сроки.
В 2012 году о «ненужности» монумента заявил уже представитель власти – тогдашний министр обороны Артис Пабрикс (ныне депутат Европарламента). По его словам, «так называемый памятник Победы» в Риге заслуживает сноса – хотя, как признал министр, это повлекло бы множество опасных последствий. Правда потом, когда русская пресса подняла шумиху, глава Минобороны отпёрся: «Я не призывал сносить этот памятник. Но такие объекты делятся на две группы. Первая – те монументы, под которыми кто-то похоронен, а вторая – политические символы. Памятник Освободителям – политический символ. И этот монумент не представляет наше государство. Он для нас не важен с моральной точки зрения. Я не хочу, чтобы этот памятник использовался для противостояния с нашим государством. Считаю, что жители Латвии могли бы ходить к монументу Свободы».
Покой им только снится
Тогда же, в 2012 году, граждане Латвии Робертс Крастиньш, Эмилс Гайлис и Марис Рукс образовали инициативную группу и начали сбор подписей за то, чтобы убрать памятник Освободителям из Задвинья. Через год с небольшим они сумели набрать автографы свыше 10 тысяч сторонников своего мнения и подали на рассмотрение в парламент соответствующий законопроект. Многие всерьёз испугались, что памятник и в самом деле вот-вот приговорят к сносу. На памяти ещё свежи были события «бронзовой ночи» 2007 года в Таллине – действия эстонских властей по переносу аналогичного памятника советским солдатам обернулись крупными беспорядками, когда один человек погиб, а множество других получили травмы и подверглись жестокому обращению со стороны полиции.
Масла в огонь подлил тогдашний глава Минюста Янис Борданс, заявивший, что советскому монументу не место рядом с Латвийской национальной библиотекой. Его не испугал опыт соседней Эстонии: «Конечно, я не хочу, чтобы здесь случились какие-то проявления насилия, но действия соседей надо оценивать по существу, а не по форме. Эстония чётко продемонстрировала свою позицию, за которой последовали активные действия. Враждебное и аморальное противодействие было преодолено. Кого-то посадили в тюрьму, кого-то выслали из страны, с кибератаками умело справились. Через этот кризис эстонцы поднялись на новый уровень».
Однако на защиту памятника встал мэр Риги Нил Ушаков. Он заявил: «Собрано 10 000 подписей за снос памятника Освободителям. Это провокация экстремистов, которые могут существовать только за счет национальной розни, так как ничего другого они делать не умеют. Чего ещё можно ожидать от них? Не планов же по развитию экономики. Самое страшное для этих экстремистов, это когда их игнорируют. Так и советую всем поступать – просто не брать их в голову. Вы ведь не вступаете в дискуссии, например, с сумасшедшими на улице? Но со своей стороны, как мэр, могу гарантировать, что в Риге не будет снесён ни один памятник». Ушаков привёл данные опроса рижан 7 мая 2013-го: «"За" снос памятника Освободителям – 13,6%, "против" – 78,9%. Точка».
В свою очередь, представитель министерства иностранных дел Карлис Эйхенбаумс напомнил, что уничтожение монумента вошло бы в противоречие с латвийско-российским соглашением, заключённым 30 апреля 1994 года. Оно предусматривает, что Латвия обеспечивает уход, благоустройство и сохранение мемориальных сооружений и мест массовых солдатских захоронений на своей территории. Аналогично и Россия заботится о мемориальных сооружениях и местах захоронения латвийских граждан, погибших в результате войн и репрессий на территории РФ.
Наконец, своё слово высказал тогдашний глава правительства Валдис Домбровскис. Он усомнился в том, что идея сноса памятника поспособствует сплочённости общества – и монумент оставили в покое. Но, как оказалось, лишь на время.
«Ради восстановления исторической справедливости»
В мае 2016 года все та же троица Р. Крастиньш, Э. Гайлис и М. Рукс передали на рассмотрение парламента новую инициативу, 10 тысяч подписей под которую собирали на портале общественных голосований manabalss.lv с 25 апреля 2012 года. На сей раз они заявили, что считают настоятельно необходимым «восстановить важные для латвийской государственности символический смысл и место». Они напомнили, что изначально площадь Узварас (Победы) в столице, на которой ныне стоит монумент Освободителям, была названа в честь победы латышей в 1919 г. над войсками белогвардейского генерала Павла Бермондта-Авалова. «Нынешняя площадь Победы часто вызывает ненужную конфронтацию и культивирование антигосударственной активности», – доказывали Крастиньш, Гайлис и Рукс. Они призывали Сейм предпринять «соответствующие действия для восстановления подлинного значения площади Победы и исторической справедливости».
«Авторы инициативы считают себя очень хитрыми. Прикрывшись идеей о реализации исторического и очень помпезного проекта площади Победы, они на самом деле говорят о сносе памятника Освободителям. Но на деле они не хитрецы, а редкостные глупцы. Мы с коллегами не поленились, взяли в архиве и изучили весь этот проект. А не только одну картинку откуда-то из интернета, которой оперируют авторы инициативы», – остро отреагировал Нил Ушаков. «Довоенный проект площади Победы очень-очень помпезен. Его реализация означает, во-первых, снос здания только что построенной за несколько сот миллионов евро Латвийской национальной библиотеки. Она в проекте не предусмотрена и места ей там нет. Также снести надо будет первый в новейшей истории Риги небоскреб – штаб банка Swedbank. А заодно два здания гостиниц – Maritim и Radisson SAS Daugava. Кроме этого, Музей истории Латвийской железной дороги, "Золотой боулинг" и здание бывшего Дома печати. Под снос пойдут ещё такие "малозначительные" объекты, как больше десятка многоэтажных многоквартирных домов на бульваре Грина, улицах Кугю и Валгума и Ранкя дамбис», – предупредил мэр.
В итоге комиссия Сейма Латвии по мандатам, этике и заявлениям отказалась рассматривать инициативу, сославшись на мнение министерства иностранных дел и Рижской думы и спихнув, другими словами, на них всю ответственность. МИД снова напомнил о том самом латвийско-российском договоре о сохранении памятников. В Рижской думе официально на этот раз указали, что территория, на которой, по замыслу инициаторов проекта, планировалось воссоздать довоенную площадь Узварас, уже застроена: в частности, там возведена Национальная библиотека («Замок света»). В то же время члены комиссии заявили о возможности разместить на нынешней площади «информативные материалы о военном периоде» (представляющие государственную точку зрения о Дне Победы как о «начале повторной оккупации Латвии»). В сентябре 2016 года петицию по сносу памятника отклонили и депутаты Сейма.
И вот новая попытка атаки на ненавистный националистам монумент. Церемониться они не собираются. Угис Полис заявил рижской радиостанции Baltcom, что наилучшим вариантом считает уничтожение памятника за счёт министерства обороны. «Управляемый взрыв – это сравнительно дешевый и максимально быстрый способ, чтобы достичь соответствующего результата», – утверждает он. При этом призывает не опасаться взрыва негодования русского населения и выражает надежду, что «латвийские правоохранительные органы смогут своевременно подготовиться к возможным провокациям, сделав выводы после ошибок эстонских коллег».
За две недели под инициативой Полиса подписались почти 2 тыс. человек. Для её подачи на рассмотрение в парламент, напомним, необходимо по закону собрать 10 тыс. подписей.
Свежие комментарии