Доклад Пентагона: Штаты готовы потратить полтриллиона долларов на ядерное перевооружение.
Самой обсуждаемой международной новостью нынешнего дня стал ответ МИД РФ на сообщение американских СМИ о том, что Соединённые Штаты намерены выйти из Договора по открытому небу – одной из опор мирного сосуществования стран после холодной войны.
В российском внешнеполитическом ведомстве объявили, что у нашей страны готов на это свой ответ. Какой именно, не уточняется.
Автор: Степанов Александр
Однако же – есть с чем проводить аналогии.
Когда США объявили о приостановке выполнения своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), уже на следующий день Владимир Путин на встрече с главами Минобороны и Министерства иностранных дел Сергеем Шойгу и Сергеем Лавровым заявил об аналогичном шаге со стороны России.
Более того: он дал поручение вообще оставить попытки инициировать переговоры по этому поводу, подчеркнув, что наши предложения «остаются на столе» и «двери для переговоров открыты». Однако скоро близится срок окончания действия ещё одного важнейшего соглашения – Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Контрольная дата – чуть больше чем через год, 5 февраля 2021-го.
Фото: MOD Russia / Global Look Press
Наша мощь – не повод кому-то угрожать
Интересно между тем, что практически на протяжении всего этого времени, с начала столь явного противостояния на фоне ДРСМД, буквально каждый день в лентах новостей появляются высказывания и сообщения о новых видах вооружения – как со стороны западных СМИ, так и от наших.
На информацию об американских суперсовременных ракетах, пушках и самолетах мы отвечаем в свою очередь сюжетами о межконтинентальных баллистических ракетах «Сармат» и гиперзвуковом «Авангарде», способном запускать ракеты со скоростью, в 20 раз превышающей звуковую, авиационном комплексе «Кинжал», противокорабельном «Цирконе», подводном беспилотнике «Посейдон» и крылатой ракете с ядерной энергоустановкой «Буревестник», а также лазерной системе «Пересвет».
Плюс новости о регулярных учениях, которые так нервируют Запад.
Буквально накануне, 6 ноября, Владимир Путин, выступая в Большом Кремлёвском дворце на торжественной церемонии представления президенту офицеров и прокуроров по случаю их назначения на высшие командные должности и присвоения им высших воинских и специальных званий, сказал:
Главная обязанность людей в погонах – гарантированно защитить Россию, наших граждан от внешних и внутренних угроз, чётко прогнозировать потенциальные вызовы и риски и последовательно, шаг за шагом совершенствовать свою работу. Прежде всего речь идёт о развитии Вооружённых сил. Наша армия и флот доказали свою высокую готовность, и мы намерены наращивать оборонный потенциал, ставить на боевое дежурство системы гиперзвукового, лазерного и другого современного вооружения, которого пока нет у других стран.
При этом он заметил, однако, что это – не повод для того, чтобы кому-то угрожать.
«Напротив, мы готовы сделать всё от нас зависящее для того, чтобы подтолкнуть разоруженческий процесс с учётом наших новейших систем вооружения, задача которых заключается исключительно в том, чтобы гарантировать безопасность с учётом растущих для нас угроз», – подчеркнул Путин.
«Россия преследует цели в расширении своего влияния»
Так уж совпало, вероятно, что буквально на днях был опубликован крайне интересный документ – доклад генерального инспектора Пентагона Гленна Файна, посвящённый задачам, стоящим перед военным ведомством США на будущий год – и отдалённую перспективу.
Царьград внимательно ознакомился с этим многостраничным отчетом, выяснив, чего боятся и чем угрожают России американские военные.
Прежде всего стоит выделить, что в нем главной задачей обозначено противодействие даже не мировому терроризму, масштабной войной с которым регулярно педалируют за океаном, объясняя этим все что угодно, включая вмешательство в дела других государств, – а именно нашей стране, а также Китаю и Ирану.
«Россия преследует цели в расширении своего регионального и глобального влияния, используя косвенные причины для вторжения в соседние государства, кибервойну и подрыв политических систем других стран, – отмечают аналитики Пентагона. – Российские военные возможности угрожают соседям, РФ использует информационную войну, чтобы подорвать и ослабить НАТО и Европейский союз. Кроме того, Россия модернизирует свою ядерное оружие, в том числе совершенствует нестратегическое ядерное оружие и ведет разработку крылатых ракет наземного базирования».
И наша страна, считают американская генералы, будет угрожать штатовским интересам еще как минимум двадцать лет.
Правда, при этом отмечается, что развитие военной промышленности и устремления России сдерживаются экономическими санкциями, оттоком капитала, отсутствием иностранных инвестиций и низкими ценами на энергоносители (в правительстве РФ, впрочем, так не считают, судя по заявлениям представителей кабмина).
Кроме того, делается акцент на том, что российский оборонный бюджет в 2018-м был «меньше одной десятой части военного бюджета США» – и значительно ниже всех 29 стран – членов НАТО вместе ($963 млрд).
Это, кстати, правда. Россия занимает 7-е место в мире по объемам военных расходов – порядка $51,6 млрд. Для сравнения: у США – $702,5 млрд, у Китая – $207,6 млрд, у Индии – $62,1 млрд, у Великобритании – $58,4 млрд, у Саудовской Аравии – $56 млрд, у Франции – $53,6 млрд.
Фото: Russian Defence Ministry / Global Look Press
«В Европе нет новых ракет США. Зато есть российские ракеты»
Тем не менее, признают в американском военном ведомстве, несмотря на экономические проблемы, наша страна по-прежнему выделяет ресурсы на модернизацию своего ядерного оружия и стратегических возможностей.
Директор ЦРУ, кстати, еще в мае текущего года, выступая в Гудзоновском институте, прогнозировал, что российские запасы ядерных боеголовок, скорее всего, «значительно вырастут в ближайшие десятилетие», поскольку они рассматриваются нами «как гарант выживания в эпоху возрождения конкуренции за право именоваться великой державой».
«По данным разведки, Россия способна нанести массированный ядерный удар по США в течение нескольких минут и не исключает возможности сделать этой первой».
Вот здесь, однако, нестыковочка: наша страна не раз заявляла, что не собирается бить первой, но – готова ответить.
В нашей концепции применения ядерного оружия нет превентивного удара, – подчеркнул, в частности, Владимир Путин год назад в очередной раз, выступая на заседании международного клуба «Валдай». – Наша концепция – это ответ на встречный удар, это значит, что мы готовы применять ядерное оружие только тогда, когда удостоверимся в том, что потенциальный агрессор наносит удар по нашей территории.
Но НАТО и Штаты обеспокоены: генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заметил, что русские ракеты могут быть запущены с мобильных систем против целей практически в любой точке Западной Европе.
«В Европе нет новых ракет США, но в Европе появились новые российские ракеты», – грустно резюмировал Столтенберг.
Вместе с тем, и это очень серьезный момент, в Пентагоне напоминают, что разрыв ДРДСМ «может помешать США и России вести переговоры о продлении нового стратегического Договор о сокращении вооружений, который ограничивает наступательное ядерное оружие», истекающий 5 февраля 2021 года.
«Истечение срока действия договора об ограничении на развертывание наступательного такого оружия может стать потенциальным подстрекательством к дорогостоящей и опасной гонке ядерных вооружений».
Вопрос ребром: а не игра ли это в поддавки?
Однако это предположение, с учетом того, что «противники США (так в докладе. – Прим. ред.) делают значительные успехи в космосе, ракетном и ядерном потенциале, ведет к тому, что Пентагон сталкивается с проблемой поддерживания занятого пространства и ядерных систем и одновременно с модернизацией своих систем».
«Кроме того, Министерство обороны США должно разработать новую противоракетную оборону, чтобы идти в ногу с возникающими угрозами – такими как гиперзвуковые ракеты», говорится в документе.
А что касается ядерного оружия, то нынешние ядерные силы США, признают аналитики, приближаются к концу своего срока службы: в течение последующих двух десятилетий, по существу, все компоненты этого вооружения должны быть отремонтированы или заменены на новые.
И, по подсчетам бюджетного управления Конгресса, такая модернизация обойдётся в общей сложности в $494 млрд в течение десяти лет.
Одновременно у Штатов вызывает опасение рост космических технологий России и Китая:
В КНР действует боевой антиспутник для противодействия ракетным системам, а Россия установила наземную лазерную систему, которая может повредить космические оптические датчики, помогающие обнаружить ракетную атаку противника.
Впрочем, на фоне всего этого доклада, как и предыдущих заявлений официальных ведомств США, традиционно возникает один вопрос: а с чего это Штаты столь публично признают свои недостатки и упущения? Не игра ли это в поддавки? Мол, мы отстаём от противника, у нас проблемы.
Однако бюджет на военные расходы, во-первых, у них растёт все так же, а во-вторых, если равновесие выглядит столь зыбким, отчего же происходят эти выпады с расторжением международных договоров, гарантирующих безопасность? Будем надеяться, что наши аналитики, в свою очередь, отдают себе реальный отчет в том, что мы имеем и чем располагаем.
Свежие комментарии