Надежда Савченко никогда бы не стала той Савченко, которую мы все сейчас знаем, если бы у украинской политической пропаганды не было острой нехватки в героях. Массам нужны патриотические эталоны для восхищения и подражания. Но так как амбразуры дзотов участники АТО своими телами не закрывают, на авиационные тараны не идут и под вражескими танками умирать не желают, то эталоны героев для украинской патриотической пропаганды приходится делать из сдавшихся в плен «атошников».
Героизм Савченко на поле боя обнаружен не был. В плен она сдалась легко и непринуждённо. Подорвать себя ручной гранатой при этом не пыталась. На допросах отвечала чётко и внятно. От врага ничего не утаивала, в советского партизана, молча умирающего в подвалах гестапо, не играла. Где же героизм?
Весь «героизм» Савченко развернулся во всей своей красе потом, в российском суде, после того как пленнице стало ясно, что пытать и убивать её никто не будет, что она в эпицентре всеобщего внимания, и что украинская и западная общественность ждут от неё театральной самоотверженности и лицедейского бесстрашия в духе майданных перфомансов.
Вот тут-то Надежда и развернулась во всей своей «факовой» красе, сыграв суровую Жанну д’Арк в застенках «москальской» инквизиции. «Украинская дева» лицедействовала настолько убедительно, что даже до глубины души растрогала российскую актрису Лию Ахеджакову, публично разрыдавшуюся над невероятно тяжёлой судьбой «замученной до полусмерти украинской героини». После этого в обиход масс прочно вошло понятие «ахеджакнуло». Многих украинских граждан реально «ахеджакнуло» на почве неистовой любви к украинской «вертолётчице» и ненависти к её мучителям.
Вместе с тем, поправив своё физическое и психическое здоровье, а также хорошенько отъевшись в российской тюрьме, Надежда Савченко с триумфом вернулась на Украину из застенков «кровавой гэбни» под бурный восторг «ахеджакнутой» общественности. Украинские патриоты в массовом порядке праздновали долгожданную «перемогу».
Однако эпическое возвращение «Надийки» оказалось не таким, каким его хотели видеть её украинские покровители. Во-первых, она отказалась во время встречи в аэропорту от «обнимашек» с Юлией Тимошенко. «Мы с вами не достаточно близки», – сухо пояснила Савченко, уклоняясь от жарких объятий Юлии Владимировны и не принимая её букет цветов.
А во-вторых, не менее строго себя повела «вертолётчица» и с президентом Украины, который даже не решился ей подарить цветы, а потом на всех официальных мероприятиях старался держаться от «героини» на безопасном расстоянии.
Вручение депутатского мандата и звезды героя ничего не изменило. Савченко продолжила держать дистанцию как по отношению к Тимошенко, так и по отношению к Порошенко. Фактически никто из них не смог получить пропагандистский бонус в виде освобождённой «вертолётчицы» несмотря на все усилия. Диковатая «Надийка», в стиле революционного матроса, курила папиросы, публично вытирала рукой нос, выставляла на всеобщее обозрение свои голые ноги, периодически ругалась матом и хриплым голосом пугала журналистов.
На вопрос восторженных почитателей «вертолётчицы», не собирается ли она в президенты, Надежда строго ответила, что готова сменить на посту Порошенко, если этого захотят украинцы, и если они уже разучились «голосовать за гречку». Причём прозвучало это как: «дурное дело – не хитрое». Ну а в июле, в интервью «Немецкой волне», на вопрос о президентских амбициях, «вертолётчица» заявила: «я отвечала, что не хочу, но я отвечала, что могу. А теперь я, наверное, отвечу, что, скорее всего, уже должна». Причём в рамках диктатуры. «Чтобы изменить полномочия, структуру страны, законы перезапустить, чтобы они действовали для людей, побороть коррупцию – надо стать таким диктатором, который держит все в своих руках. Для того, чтобы вернуть эту власть народу и сделать так, чтобы больше никогда власть у народа не забрали», – отметила Савченко.
Если до этого момента у кого-то в среде старого украинского политикума ещё были виды на брутальную «вертолётчицу», то её мысль о том, что она должна стать президентом-диктатором все эти надежды развеяла, как киевские пожарники развеяли дым над сгоревшим офисом телеканала «Интер». Всем стало ясно, что решившая лично спасти Украину Савченко в политических подтанцовках участвовать не будет. Ей президентская должность самой нужна.
В связи с этим стоит отметить, что по данным социологической группы «Рейтинг», в августе за Надежду Савченко отдали бы свои голоса на президентских выборах 5,6% респондентов. И это результат она показала без всяких политтехнологов, каких-то пиар-бюджетов и целенаправленной работы со СМИ.
Впрочем, стоит отметить, что данный рейтинг не результат волшебной харизмы Савченко. Это – остаточное явление общеукраинских пиарусилий. За время сидения в «застенках кровавой гэбни» в эпическую раскрутку «вертолётчицы» были вбуханы гигантские средства. Фактически на её возвеличивание работала вся пропагандистская машина Украины и Запада. Из примитивного боевика банды «Айдар» долго лепили политическую звезду международного масштаба, превращая её в универсальный фетиш и символ самоотверженной борьбы с т.н. «российской агрессией». Такой стартовой позиции не было ни у одного из действующих украинских политиков. Поэтому неудивительно, что даже сейчас, в условиях активных информационных атак на Савченко, её личный рейтинг достаточно высок в силу психологической инерции массового сознания.
Одним словом, «Пуля» (её позывной в «Айдаре») продолжает свой политический полёт по инерции, «делая дырки» во всём том, что оказывается на пути её траектории. Именно поэтому власть пытается гасить её полёт.
Савченко – брутальная, примитивная копия Тимошенко, её народная версия, адаптированная к ожиданиям озлобленных масс.
С учётом психологических особенностей «вертолётчицы», крайне сомнительно, что она кем-то непосредственно управляется, однако очень похоже на то, что творческие порывы Надежды Викторовны мягко, опосредованно направляются. Ведь для этого достаточно просто периодических бесед на заданные темы.
Да, она отказывается голосовать за Юлию Владимировну и прочих известных элитариев, но при этом вся её «балистическая» энергия направлена исключительно на президента Украины. Если вслушаться в то, что Савченко говорит, то именно Порошенко – эпицентр зла и источник всех бед. И в значительной степени это так и есть, ибо глава государства отвечает за всё, что происходит в стране. Это самое очевидное, что можно увидеть и понять в происходящем на Украине, а поэтому «Пуля» со смещённым центром тяжести продолжает свой политический полёт, зигзагами разрывая авторитет и рейтинг Порошенко.
В украинском политикуме, даже в самые ожесточённые времена, слабые не могут себе позволить идти против сильных с открытым забралом. Они понимают, что в открытой борьбе их просто раздавят. Именно поэтому Тимошенко после выхода на свободу выключила свою публичную ярость и бесстрашие. Похоже, она поняла, что открыто кидаться на более сильного противника глупо, бессмысленно и себе дороже. Мысль очевидная: если Порошенко смог загнать в нору Коломойского, то с предельно ослабленной Тимошенко он справится и подавно. Поэтому Юлия Владимировна сидит тихо, на рожон не лезет и просто ждёт. Она знает, что время работает против украинского президента.
Но вместе с тем, все эти яростные и неожиданно логичные тирады Савченко в адрес Порошенко, иногда звучащие как заученный стих, так сильно напоминают раннюю Тимошенко, что невольно возникает ощущение будто устами «вертолётчицы» говорит притихший вождь «Батькивщины». Мы слышим Савченко, а видим Тимошенко. Мистика политического Вуду.
Впрочем, никто не говорит о том, что «героиня АТО» продалась Юлии Владимировне. Отнюдь. К чему такие крайности? Тем более с человеком, чей ум не отличается особой изощрённостью, а психика прошла через суровые испытания антитеррористической операции. «Надийка» человек явно дикий, неприручаемый и неуправляемый. Таких людей не вербуют, такими людьми манипулируют в своих интересах. Не зря же Суворов изрёк: «пуля – дура…».
Порошенко – идеальная мишень для всех тех украинских патриотов, которые понимают, на каком глубоком и тёмном дне очутилась Украина. Как уже было сказано ранее, президент несёт ответственность за всё происходящее в стране. Он – одна из главных причин происходящего. Поэтому он в любом случае – крайний. А в той ситуации, которая сложилась на Украине, он не просто крайний, он – политический громоотвод. Все украинские молнии, так или иначе, будут бить в него. Он их притягивает.
Поэтому убедить «вертолётчицу» в том, что во всём виноват Порошенко, не сложно. И самое главное, это не будет ложью. Это та самая ситуация, когда любое обвинение будет правдой. А людям вроде Савченко в кайф открыто и прямо говорить правду. Главное, чтобы эта правда вовремя правильно легла ей в голову. И в этом Надежде всегда помогут. И Надежда будет публично рубить матку-правду, наплевав на всё и вся. А Юлия Владимировна при этом будет хранить гробовое молчание, которое, как известно, на Украине – золото. Ведь вместо неё теперь говорит «вертолётчица».
И что мы имеем в конечном итоге?
Во-первых, непрерывно кидающуюся на президента, переполненную президентско-диктаторскими амбициями, Надежду Савченко, внезапно превратившуюся в некую упрощённую копию ранней Тимошенко.
Во-вторых, нарезающих круги вокруг «вертолётчицы» президентских шавок, непрерывно гавкающих с телевизионных экранов на «героиню АТО» и разоблачающих её «эфэсбэшную» сущность.
В-третьих, непрерывно падающий рейтинг Порошенко, в том числе и благодаря неуёмной активности Надежды Савченко.
И, наконец, в-четвёртых, Юлию Владимировну, тихо сидящую в сторонке как обезьяна Мао Цзэдуна (которая мудро наблюдала с вершины горы за сражением двух тигров в долине) и при этом лелеющую свой растущий президентский рейтинг.
Свежие комментарии