Помните начало фильма «Брат»? Когда Данила Багров совершенно случайно попадает на съёмки клипа на песню «Крылья» на стихи Ильи Кормильцева.
В этой песне есть такие слова:
«Раньше у нас было время, теперь у нас есть дела,
Доказывать, что сильный жрет слабых, доказывать, что сажа бела.
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне?»
Фильм вышел на экраны в 1997 году. Этот год был одним из череды страшных для страны лет. Страна была охвачена апатией и депрессией. Только что отгремел тяжелейший экономический кризис, были заключены соглашения в Хасавюрте, которые значили собой поражение в первой чеченской войне, причём поражение было не по вине военных, которые не жалея себя платили кровью и жизнями за победу, поражение было предательским решением тогдашнего политического руководства России. В стране закрывались остатки предприятий, стадионы превращались в огромные базары, контролируемые мафиозными группировками.
Страной правила даже не группировка Ельцина, а несколько денежных мешков, ограбивших страну, метко прозванных «Семибанкирщиной». Никакого света в конце тоннеля не было видно и в помине, народ выживал, как мог, с экранов телевизоров лились слащавые попсовые песенки, наверное, даже можно сказать, что страна была в коме. У неё отрезали Крылья. Именно те Крылья, о которых пел Вячеслав Бутусов в песне.
Фильм «Брат» оказался во многом пророческим. С одной стороны, он был типичным порождением того времени, он был грубым, циничным и кровавым. Но что-то всё равно не давало воспринимать его, как всю бандитскую киночернуху того времени. Наверное, какой-то свет в глазах главного героя. Наверное, какая-то, пусть даже и пещерная, грубая справедливость этой истории. Да, главный герой был убийцей, но при этом у него был свой кодекс чести, которому он следовал.
Несмотря на то, что до этого он убивал ещё и на войне, он смог вернуться с неё, не потеряв человеческий облик. Пусть и с израненной душой. И убивал он вовсе не невинных, а откровенных бандитов, которые тоже были убийцами, но отличались от Багрова тем, что у них не было ни кодекса чести, ни самой чести. Наверное, иначе тогда было нельзя. Время такое, циничное и кровавое, когда вместо чести – только деньги и не оставалось ничего святого. Всё именно так, как в стихах Кормильцева.
И в конце фильма случается чудо. Те самые крылья, которые, как казалось, страна окончательно потеряла, начинают пробиваться на спине главного героя фильма. Вы можете с этим спорить, но честь и справедливость в самом конце фильма окончательно побеждают другую сущность Багрова, сущность безжалостного убийцы.
7 августа 1999 года банды террористов под предводительством Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан. Это было наследие тех самых предательских соглашений в Хасавюрте. Фактически независимая Чечня превратилась террористическое государство, в котором правила радикальная ваххабитская идеология. В Чечню стекались террористы со всего мира, вооружённые банды представляли из себя самый настоящий террористический интернационал. Само собой, что происходило это не просто так, и не само собой. Больше всего это было похоже на тщательно проработанный план, который выполнялся методично и неукоснительно.
План по окончательному развалу России. И вторжение банд в Дагестан должно было стать началом активной фазы этого плана. Потому что тогда казалось, что страна уже не может сопротивляться, казалось ткни одну костяшку домино и всё начнёт падать, падать быстро и падение это уже будет не остановить. Армия была унижена и деморализована, к тому же военные отчётливо помнили предательство в Хасавюрте, набирать срочников для новой войны – было чревато восстанием национальных республик, которые могли не захотеть отправлять своих детей на новую войну. Народ был до того уставшим и измотанным, что казалось — он примет для себя любую судьбу, с абсолютным равнодушием. Казалось, что всё было продумано и план должен был сработать, на все сто процентов.
Но он не сработал. Благодаря простым дагестанским мужикам, которые взяли в руки то оружие, что у них было, чаще всего обычные охотничьи ружья и которые встали на пути отлично вооружённых и снаряжённых банд головорезов, которые вторглись в Дагестан. Встали, зная, что могут не вернуться домой, так как силы были не равны, а боеспособные армейские подразделения тогда пришлось собирать по всей стране. Дагестанцы встали не просто за свою землю, они встали за всю Россию, я прекрасно помню, что они говорили тогда корреспондентам, приехавшим в Ботлихский район.
Костяшка домино не упала. Ваххабиты были разбиты и изгнаны из Дагестана, а после этого, во второй чеченской кампании, с огромным трудом и потерями добиты там, откуда пришли. Впереди было ещё много тяжёлых лет, боёв, смертей и крови, впереди были Дубровка и Беслан, но тогда — в августе 1999 года у России снова начали расти Крылья. В Дагестане, в Ботлихском ущелье, благодаря дагестанским мужчинам и российским солдатам, которые сражались за свою страну в одном строю, плечом к плечу.
Свежие комментарии