Намеченные на 28 октября очередные переговоры представителей РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз», проводимые в Брюсселе при участии и посредничестве упорно пытающегося «усадить в одну лодку» непримиримых противников вице-президента Энергетического союза ЕС Мароша Шефчовича, многие аналитики заранее характеризуют, как сочетание неприятного с бесполезным.
Главным вопросом на встрече, естественно, будет транзит российского «голубого топлива» через ГТС «нэзалэжной», срок договора о котором истечет с первым ударом новогодних курантов.
По правде говоря, шансы на то, что по данной проблеме удастся достичь компромисса, не просто малы, а прямо-таки призрачны. Слишком уж различны позиции сторон, слишком много в них принципиальных моментов, поступиться которыми как Москва, так и Киев вряд ли сочтут возможным. Так что же – Украине предстоит остаться без газа посреди студеной зимы? Очень может быть...
Мысля глобально, реальных сценариев развития событий тут два. Первый: Киев соглашается на российские условия, то есть отказывается от собственных многомиллиардных судебных претензий к «Газпрому», более реально смотрит на свое положение и роль в сотрудничестве с Россией по данному вопросу. Одним словом, перестает «качать права». Тогда, вполне возможно, он сможет и дальше качать наш газ через свои «драгоценные» трубы. Во всяком случае, какое-то время и в определенном объеме. В том числе, и обеспечивая собственные потребности, пусть и через совершенно шизофренические с экономической точки зрения «реверсные» схемы. В конце концов, о готовности заключить с Киевом новое транзитное соглашение на столь вожделенных для него «европейских условиях» упомянул уже даже президент России Владимир Путин. Но как раз именно тут мы подходим к наиболее «скользкому» моменту. Проблема «нэзалэжной» заключается в том, что такой договор там попросту не с кем подписывать. Нет юридического лица, отвечающего суровым европейским правилам насчет разделения продажи, добычи и транспортировки энергоносителя, так называемого анбандлинга. То есть, если даже Москва махнет великодушно рукой и скажет: «Черт с вами, подаем газ и дальше!», то это будет возможно только на тех условиях, которые она же и продиктует.
Второй вариант, это как раз полный отказ от транзита. И именно к такому повороту событий, судя по всему, все и движется. Арест, наложенный на днях окружным судом Амстердама на весь пакет акций компании South Stream Transport B. V., вызвавший настоящую бурю восторга в Киеве, совершенно однозначно не будет способствовать смягчению позиции на предстоящей встрече Алексея Миллера, который неоднократно ставил во главу списка условий дальнейшего сотрудничества с украинской стороной прекращение ею сутяжничества. Ту же позицию, кстати, озвучивал и отечественный министр энергетики Александр Новак, да и другие российские официальные лица. Капитуляция перед «Нафтогазом» в этой ситуации, по большому счету, будет означать колоссальные материальные и репутационные потери не только для «Газпрома», но и для Кремля. Абсолютное большинство наших граждан вряд ли позитивно оценят идею дальнейшего спонсирования антироссийского киевского режима. Европа? Ну, вот как раз там, судя по действиям тех, кто отвечает в Старом Свете за энергетическую безопасность, к перспективам российско-украинских переговоров отнеслись вполне реалистично. В связи с чем и принялись закачивать рекордные объемы «голубого топлива» в собственные подземные хранилища еще с лета. «Выкручивать руки» Москве по данному вопросу в тамошних столицах не будут и пытаться. Хотя бы потому, что для таких действий у ЕС попросту нет ни средств, ни инструментов.
Надо сказать, что до последнего момента украинская сторона, традиционно пытаясь изображать положение дел гораздо в лучшем свете, чем оно обстоит на самом деле, активно транслировала тезис о собственной, якобы уже достигнутой «энергетической независимости» от России. В особенности подобного рода разговоры оживились после подписания в Варшаве 31 августа нынешнего года «исторического документа» – меморандума по вопросам энергетической безопасности, сторонами которого стали США, Польша и Украина. Со временем к этому добавились и «технические подробности». Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев с огромной помпой провозгласил о том, что после «глубокой модернизации» компрессорной станции «Комарно» из Польши будут закачиваться по 18 миллионов кубометров газа ежедневно, то есть до 6.6. миллиарда кубов в год!
– разливался соловьем Коболев в Facebook.
Холодным душем стало официальное заявление польского оператора, компании Gaz-System, давшей официальный ответ на похвальбу Киева. Заявленных там объемов газа для Украины на сегодня в природе нет! И, более того, в ближайшее время не предвидится. К тому же, реальные возможности ГТС двух стран позволяют поставлять в «нэзалэжную» меньше трети от оглашенных главой «Нафтогаза» объемов – 2 миллиарда кубометров, максимум. Да и их еще откуда-то надо взять.
Строительство новых СПГ-терминалов для приема поставок из США, прокладка трубопровода Baltic Pipe из Норвегии – это все пока проекты. Требующие, между прочим, немалых вложений, которых от украинской стороны ждать не приходится. Одна лишь КС «Комарно» – это еще далеко не полноценный газопровод между двумя странами. По некоторым оценкам, обойтись таковой может не менее, чем в 200 миллионов долларов, раскошеливаться на которые Киев не намерен. Там опять хотят привычную «халяву», вот только вряд ли такой номер пройдет с поляками. Строить трубопровод за свои кровные они точно не будут. Но даже если, допустим, построят... Продать-то газ украинцам, может и продадут, но только если у самих излишки появятся. А уж по какой цене, так об этом лучше и не спрашивать. Заокеанский СПГ по определению значительно (на 20-30%) дороже такого же энергоносителя, поставляемого по трубопроводам. Но ведь Варшава однозначно захочет иметь в этом деле еще и свой интерес. Так что цены на газ в «нэзалэжной», где, кстати говоря, с начала будущего года отменяются все ограничения и государственное регулирование на них, могут взлететь, воистину, до заоблачных высот. Впрочем, все это, по большому счету, лишь гадание на кофейной гуще. Потребность Польши в «голубом топливе» сегодня составляет порядка 15 миллиардов кубометров в год. Через терминал в Свиноуйсьце после его модернизации она сможет получать 7.5 миллиарда кубометров. Еще 10 из Норвегии, после ввода в строй Baltic Pipe. Все это может стать реальным не ранее 2022 года. Но в этом же году у Варшавы заканчивается договор с «Газпромом», продлевать который, судя по декларациям, там не намерены. Ну, и откуда возьмутся 6 миллиардов кубометров для Украины?!
В ситуации с транзитом имеется вдобавок немалое количество «подводных камней», озвучивать которые не стремится ни одна из сторон. К примеру, тот момент, что в его приостановке вполне могут быть заинтересованы и... западные партнеры Киева! Причина проста – в ближайшем будущем с вероятностью в 99.9% грядет распродажа, как минимум, половины украинской ГТС, при которой предпочтение будет отдаваться, конечно же, «зарубежным инвесторам». Не российским, ясное дело. Вот только цена на набор из достаточно ветхих уже труб и компрессорных станций будет отличаться в разы – при наличии либо отсутствии контракта на транзит. В случае прекращения такового, у Киева просто не хватит объемов энергоносителя, достаточных, чтобы поддерживать ГТС хотя бы в относительно рабочем состоянии. Тамошние трубы превратятся в полный металлолом даже за ту пару лет, которые пройдут до прихода в них гипотетически ожидаемого газа из Польши. Если кто-то стремится скупить все это за бесценок, то он как раз и приложит все силы для того, чтобы любые переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» закончились ничем. Кто бы это мог быть? Кто готов выступить в роли «могильщика» украинской ГТС, чтобы потом стать ее владельцем, пусть и за сущие копейки? Ну, как минимум, одна кандидатура имеется. Такой, казалось бы, совершенно нелогичный ход вполне выгоден был бы для Соединенных Штатов.
Их стремление ввести побольше своих представителей в тот же «Нафтогаз», вызвавшее скандал в Вашингтоне, ни в коем случае не является показателем того, что США воспылали желанием спасать энергетическую отрасль «нэзалэжной». Совсем даже напротив! За океаном кровно заинтересованы в удушении любого трубопроводного транзита энергоносителей в Европу, мечтая безраздельно утвердить на ее рынках собственный СПГ. Именно отсюда бесконечные попытки сорвать возведение «Северного потока-2» и «Турецкого потока», лицемерные разговоры о «необходимости диверсификации» и «энергетической безопасности» Старого Света. Мечта Вашингтона – раз и навсегда перекрыть все трубы, идущие туда из России. Вот только не везде Белый Дом может распоряжаться, как на собственной лужайке. На Украине – вполне. Впрочем, это только одна сторона. Не следует забывать еще и о том, что из 18-20 миллиардов кубометров газа, которые, как декларируется, уже закачаны в ПГХ «нэзалэжной», как минимум, пятая часть принадлежит не «Нафтогазу», а частным структурам. То есть, тем, кто будет отпускать «голубое топливо» кому захочет и когда сочтет нужным. А главное, по той цене, которую сам назначит. Для этих собственников прекращение транзита открывает возможность совершить в январе-феврале будущего года лучший гешефт в своей жизни. Половина Украины вымерзнет к чертям, говорите? Я вас умоляю... Зато вторая заплатит, сколько скажут.
С учетом всех этих раскладов перспективы для жителей Украины вырисовываются крайне малопривлекательные. По прогнозам, нынешняя зима ожидается достаточно суровой и длительной. К примеру, синоптики из Великобритании вообще предсказали, что Европе придется столкнуться с морозами и осадками, каких она не знала последние 30 лет. Постучится эта стужа и в дома украинцев. Согласно имеющимся данным, с запасами угля для ТЭЦ ситуация там далеко не блестящая. Если возникнут перебои еще и с газом, положение может стать и вовсе катастрофическим. К примеру, по совершенно достоверным данным, несмотря на официальное начало с 25 октября отопительного сезона для жилого фонда в Киеве, значительное количество домов там по сей день стоит без тепла. Так это столица... Реверс из Европы? А будет ли он? От себя отрывать ради Украины там точно не станут. Да к тому же, очень большой вопрос, хватит ли имеющихся в ПГХ запасов для поддержания рабочего давления в системе сколько-нибудь долго. В 2009 году, когда Россия впервые «прикрутила кран», в таком режиме Киев сумел продержаться чуть более двух недель. Однако за прошедшее десятилетие состояние украинской ГТС точно не улучшилось. Продолжая упорствовать в своих необоснованных требованиях к России, Киев нынешней зимой, как никогда ранее, рискует поставить страну на грань «газового апокалипсиса», чреватого совершенно непредсказуемыми последствиями.
По правде говоря, шансы на то, что по данной проблеме удастся достичь компромисса, не просто малы, а прямо-таки призрачны. Слишком уж различны позиции сторон, слишком много в них принципиальных моментов, поступиться которыми как Москва, так и Киев вряд ли сочтут возможным. Так что же – Украине предстоит остаться без газа посреди студеной зимы? Очень может быть...
Возможны варианты
Мысля глобально, реальных сценариев развития событий тут два. Первый: Киев соглашается на российские условия, то есть отказывается от собственных многомиллиардных судебных претензий к «Газпрому», более реально смотрит на свое положение и роль в сотрудничестве с Россией по данному вопросу. Одним словом, перестает «качать права». Тогда, вполне возможно, он сможет и дальше качать наш газ через свои «драгоценные» трубы. Во всяком случае, какое-то время и в определенном объеме. В том числе, и обеспечивая собственные потребности, пусть и через совершенно шизофренические с экономической точки зрения «реверсные» схемы. В конце концов, о готовности заключить с Киевом новое транзитное соглашение на столь вожделенных для него «европейских условиях» упомянул уже даже президент России Владимир Путин. Но как раз именно тут мы подходим к наиболее «скользкому» моменту. Проблема «нэзалэжной» заключается в том, что такой договор там попросту не с кем подписывать. Нет юридического лица, отвечающего суровым европейским правилам насчет разделения продажи, добычи и транспортировки энергоносителя, так называемого анбандлинга. То есть, если даже Москва махнет великодушно рукой и скажет: «Черт с вами, подаем газ и дальше!», то это будет возможно только на тех условиях, которые она же и продиктует.
Второй вариант, это как раз полный отказ от транзита. И именно к такому повороту событий, судя по всему, все и движется. Арест, наложенный на днях окружным судом Амстердама на весь пакет акций компании South Stream Transport B. V., вызвавший настоящую бурю восторга в Киеве, совершенно однозначно не будет способствовать смягчению позиции на предстоящей встрече Алексея Миллера, который неоднократно ставил во главу списка условий дальнейшего сотрудничества с украинской стороной прекращение ею сутяжничества. Ту же позицию, кстати, озвучивал и отечественный министр энергетики Александр Новак, да и другие российские официальные лица. Капитуляция перед «Нафтогазом» в этой ситуации, по большому счету, будет означать колоссальные материальные и репутационные потери не только для «Газпрома», но и для Кремля. Абсолютное большинство наших граждан вряд ли позитивно оценят идею дальнейшего спонсирования антироссийского киевского режима. Европа? Ну, вот как раз там, судя по действиям тех, кто отвечает в Старом Свете за энергетическую безопасность, к перспективам российско-украинских переговоров отнеслись вполне реалистично. В связи с чем и принялись закачивать рекордные объемы «голубого топлива» в собственные подземные хранилища еще с лета. «Выкручивать руки» Москве по данному вопросу в тамошних столицах не будут и пытаться. Хотя бы потому, что для таких действий у ЕС попросту нет ни средств, ни инструментов.
Польский блеф Киева
Надо сказать, что до последнего момента украинская сторона, традиционно пытаясь изображать положение дел гораздо в лучшем свете, чем оно обстоит на самом деле, активно транслировала тезис о собственной, якобы уже достигнутой «энергетической независимости» от России. В особенности подобного рода разговоры оживились после подписания в Варшаве 31 августа нынешнего года «исторического документа» – меморандума по вопросам энергетической безопасности, сторонами которого стали США, Польша и Украина. Со временем к этому добавились и «технические подробности». Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев с огромной помпой провозгласил о том, что после «глубокой модернизации» компрессорной станции «Комарно» из Польши будут закачиваться по 18 миллионов кубометров газа ежедневно, то есть до 6.6. миллиарда кубов в год!
Чихали мы теперь на российские поставки! Да Украина отныне станет гарантом энергобезопасности Европы, предоставив ей дополнительно до 10% от имеющихся сейчас объемов для хранения «голубого топлива»! Знай наших!
– разливался соловьем Коболев в Facebook.
Холодным душем стало официальное заявление польского оператора, компании Gaz-System, давшей официальный ответ на похвальбу Киева. Заявленных там объемов газа для Украины на сегодня в природе нет! И, более того, в ближайшее время не предвидится. К тому же, реальные возможности ГТС двух стран позволяют поставлять в «нэзалэжную» меньше трети от оглашенных главой «Нафтогаза» объемов – 2 миллиарда кубометров, максимум. Да и их еще откуда-то надо взять.
Строительство новых СПГ-терминалов для приема поставок из США, прокладка трубопровода Baltic Pipe из Норвегии – это все пока проекты. Требующие, между прочим, немалых вложений, которых от украинской стороны ждать не приходится. Одна лишь КС «Комарно» – это еще далеко не полноценный газопровод между двумя странами. По некоторым оценкам, обойтись таковой может не менее, чем в 200 миллионов долларов, раскошеливаться на которые Киев не намерен. Там опять хотят привычную «халяву», вот только вряд ли такой номер пройдет с поляками. Строить трубопровод за свои кровные они точно не будут. Но даже если, допустим, построят... Продать-то газ украинцам, может и продадут, но только если у самих излишки появятся. А уж по какой цене, так об этом лучше и не спрашивать. Заокеанский СПГ по определению значительно (на 20-30%) дороже такого же энергоносителя, поставляемого по трубопроводам. Но ведь Варшава однозначно захочет иметь в этом деле еще и свой интерес. Так что цены на газ в «нэзалэжной», где, кстати говоря, с начала будущего года отменяются все ограничения и государственное регулирование на них, могут взлететь, воистину, до заоблачных высот. Впрочем, все это, по большому счету, лишь гадание на кофейной гуще. Потребность Польши в «голубом топливе» сегодня составляет порядка 15 миллиардов кубометров в год. Через терминал в Свиноуйсьце после его модернизации она сможет получать 7.5 миллиарда кубометров. Еще 10 из Норвегии, после ввода в строй Baltic Pipe. Все это может стать реальным не ранее 2022 года. Но в этом же году у Варшавы заканчивается договор с «Газпромом», продлевать который, судя по декларациям, там не намерены. Ну, и откуда возьмутся 6 миллиардов кубометров для Украины?!
То, о чем не говорят вслух
В ситуации с транзитом имеется вдобавок немалое количество «подводных камней», озвучивать которые не стремится ни одна из сторон. К примеру, тот момент, что в его приостановке вполне могут быть заинтересованы и... западные партнеры Киева! Причина проста – в ближайшем будущем с вероятностью в 99.9% грядет распродажа, как минимум, половины украинской ГТС, при которой предпочтение будет отдаваться, конечно же, «зарубежным инвесторам». Не российским, ясное дело. Вот только цена на набор из достаточно ветхих уже труб и компрессорных станций будет отличаться в разы – при наличии либо отсутствии контракта на транзит. В случае прекращения такового, у Киева просто не хватит объемов энергоносителя, достаточных, чтобы поддерживать ГТС хотя бы в относительно рабочем состоянии. Тамошние трубы превратятся в полный металлолом даже за ту пару лет, которые пройдут до прихода в них гипотетически ожидаемого газа из Польши. Если кто-то стремится скупить все это за бесценок, то он как раз и приложит все силы для того, чтобы любые переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» закончились ничем. Кто бы это мог быть? Кто готов выступить в роли «могильщика» украинской ГТС, чтобы потом стать ее владельцем, пусть и за сущие копейки? Ну, как минимум, одна кандидатура имеется. Такой, казалось бы, совершенно нелогичный ход вполне выгоден был бы для Соединенных Штатов.
Их стремление ввести побольше своих представителей в тот же «Нафтогаз», вызвавшее скандал в Вашингтоне, ни в коем случае не является показателем того, что США воспылали желанием спасать энергетическую отрасль «нэзалэжной». Совсем даже напротив! За океаном кровно заинтересованы в удушении любого трубопроводного транзита энергоносителей в Европу, мечтая безраздельно утвердить на ее рынках собственный СПГ. Именно отсюда бесконечные попытки сорвать возведение «Северного потока-2» и «Турецкого потока», лицемерные разговоры о «необходимости диверсификации» и «энергетической безопасности» Старого Света. Мечта Вашингтона – раз и навсегда перекрыть все трубы, идущие туда из России. Вот только не везде Белый Дом может распоряжаться, как на собственной лужайке. На Украине – вполне. Впрочем, это только одна сторона. Не следует забывать еще и о том, что из 18-20 миллиардов кубометров газа, которые, как декларируется, уже закачаны в ПГХ «нэзалэжной», как минимум, пятая часть принадлежит не «Нафтогазу», а частным структурам. То есть, тем, кто будет отпускать «голубое топливо» кому захочет и когда сочтет нужным. А главное, по той цене, которую сам назначит. Для этих собственников прекращение транзита открывает возможность совершить в январе-феврале будущего года лучший гешефт в своей жизни. Половина Украины вымерзнет к чертям, говорите? Я вас умоляю... Зато вторая заплатит, сколько скажут.
С учетом всех этих раскладов перспективы для жителей Украины вырисовываются крайне малопривлекательные. По прогнозам, нынешняя зима ожидается достаточно суровой и длительной. К примеру, синоптики из Великобритании вообще предсказали, что Европе придется столкнуться с морозами и осадками, каких она не знала последние 30 лет. Постучится эта стужа и в дома украинцев. Согласно имеющимся данным, с запасами угля для ТЭЦ ситуация там далеко не блестящая. Если возникнут перебои еще и с газом, положение может стать и вовсе катастрофическим. К примеру, по совершенно достоверным данным, несмотря на официальное начало с 25 октября отопительного сезона для жилого фонда в Киеве, значительное количество домов там по сей день стоит без тепла. Так это столица... Реверс из Европы? А будет ли он? От себя отрывать ради Украины там точно не станут. Да к тому же, очень большой вопрос, хватит ли имеющихся в ПГХ запасов для поддержания рабочего давления в системе сколько-нибудь долго. В 2009 году, когда Россия впервые «прикрутила кран», в таком режиме Киев сумел продержаться чуть более двух недель. Однако за прошедшее десятилетие состояние украинской ГТС точно не улучшилось. Продолжая упорствовать в своих необоснованных требованиях к России, Киев нынешней зимой, как никогда ранее, рискует поставить страну на грань «газового апокалипсиса», чреватого совершенно непредсказуемыми последствиями.
Автор: Александр Неукропный
Использованы фотографии: https://imenno.ru
Свежие комментарии