Попытки классификации и анализа феномена лидера украинской гонки по традиционной шкале «пророссийский/прозападный» тупиковы по своей сути. Успех Зеленского следовало бы рассмотреть как оценку всем поколениям украинских лидеров и политиков с взаимоисключающими платформами, сменявших друг друга на протяжении всех трех десятилетий.
В результате чего, получившая блестящие стартовые условия, вторая по экономическому потенциале союзная республика с комфортной климатической зоной и выходом к морю скатилась в экономическую депрессию и долговую яму.В комическом сериале Владимир Зеленский сумел угадать главный запрос населения — на борьбу с привилегиями. До сих пор, вне зависимости от декларируемого пути, украинские элиты не спешили расставаться с главным завоеванием советской номенклатуры — статусом привилегированного класса, пользующегося статусом неприкосновенности.
Именно с этим связано повышение внимание к персоне прежде Михаила Саакашвили, теперь — Владимира Зеленского, как способа изменения статуса-кво, генерирования новой формы взаимоотношений между властью и обществом. С то лишь разницей, что Владимир Зеленский по всем признакам способен пока прийти конституционным путем. Разорвав тем самым, порочный круг бесконечных майданов.
Его возможный успех может стать началом комплексной реконструкциях систем и качественного обновления элит — от советской номенклатуры к политикам новой современной формации. От философии вождизма к лидерству, а впоследствии к традиционному эффективному менеджменту. То есть, возможная победа Зеленского на президентских выборах откроет шлюзы для появления депутатов и министров нового типа. А электоральные процессы в Украине станут чрезвычайно интересны для исследователей всего постсоветского пространства.
Не стоит питать иллюзий и российским элитам. В краткосрочном формате с Зеленским возможно будет договариваться эффективнее чем с Порошенко. Однако в долгосрочном — этот феномен станет показательным и заразительным в том числе и для российского общества, которое тоже испытывает накопившийся запрос на перезагрузку. По сути, сегодня Владимир Зеленский способен стать одним из могильщиков модели, которую условно можно назвать «советизмом».
Феномен советизма уникален тем, что сумел пережить себя, сохранивших в головах людей. При полном признании преимуществ рыночной экономики и вожделея частную собственность, населения и власти упорно цеплялись за старые смыслы и управленческие парадигмы. По сути, выбирая прозападный или пророссийский пути, политики играли на геополитических векторах с одной целью — сохранения собственного привилегированного положения.
Разумеется, и у команды Зеленского возможен соблазн сохранить привилегии. Однако, генерируя образ «слуги народа», они загнали себя в ловушку, определив допустимые коридоры собственных поведенческих сценариев, отказ от которых, неизбежно будет расцениваться избирателями как предательство их ожиданий. Со всеми вытекающими из этого майданными последствиями. Так что, президентство Зеленского может оказаться интереснее любого сериала.
Талгат Калиев, Казахстан
Свежие комментарии