Сербский экспромт - Студеница
Расскажу о нашей двухдневной поездке из Белграда в монастырь Студеница, находящийся на юге Сербии.
Поездка предполагалась налегке, поэтому мы оставили вещи в номере и взяли с собой только небольшие сумки для фототехники и документов, после чего двинулись на автовокзал, расположенный рядом с железнодорожным.
Перед этим на всякий случай предупредили ресепшен гостиницы, что, возможно, не вернёмся в номер на ночёвку. На автовокзал двигались без чёткого представления о том удастся уехать нам или нет, и как часто ходят автобусы в направлении Ушче - ближайшего населённого пункта, связанного с Белградом прямым автобусным сообщением. Как оказалось, доехать до Студеницы на общественном транспорте не так сложно, как пугают иногда в инете. Правда, наш вариант подойдет не всем, а вот почему, расскажу немного ниже. На автовокзале всё сложилось очень удачно - нам продали билеты на прямой автобус, проходящий через Ушче, который отправлялся буквально через 20 минут. Вот билетик. Даже не зная сербского, легко можно понять, о чём идёт речь. Кстати, в Сербии не одно Ушче, поэтому при покупке билета желательно уточнить и добавить название региона, как это сделано в билете. Да-да, район называется именно так, как обычно пренебрежительно называют нашу страну. В начале средневековья он являлся даже отдельным государством, до тех пор, пока в XV веке Рашку, как и многие другие южнославянские земли, не завоевали турки.
Итак, мы расположились в немолодом, но чистом и комфортабельном автобусе, и отправились в путь . Впереди у нас были четыре часа поездки через Сербию, сопровождаемые местной музыкой. Кстати, сербская попса мелодичнее нашей, разбавлена национальными мотивами, и поэтому прослушивание её не вызывает отторжения, а скорее наоборот дополняет созерцание местных ландшафтов. Пример современной сербской храмовой архитектуры, сохранивший традиционные черты. Это мы ещё только выезжаем из Белграда.
А здесь уже едем по Сербии и созерцаем холмистый пейзаж, характерный для районов южнее Белграда. Наш автобус, кстати, едет в городок Нови-Пазар, расположенный неподалёку от границы с неспокойным Косово, которое по-прежнему сербы считают своим. Даже на туристической карте оно обозначено как территория Сербии. В принципе, если обратится к истории, это действительно земля сербов, так что имеют право.
В ходе поездки по Сербии можно заметить, что население здесь, как в принципе и везде в Европе, равномерно распределено по территории. Постоянно попадаются посёлки и хуторки. Кстати, на территории страны проживает шесть миллионов человек и ещё около полутора миллионов в столице.
Преимущественно жителями страны являются сербы - южные славяне, родственные другим славянским народам, живущим вокруг и входившим когда-то в государство Югославия. Одной из целей этого государства была попытка создать единый этнос югославов, и к 80-м годам XX века это даже начало получаться, поскольку при переписи населения многие уже называли себя указанным этнонимом, но тут вмешались мировые процессы и интересы, и, когда Европа начала объединяться, Югославия развалилась. Хотя, казалось бы - чего не жить вместе братьям славянам, хоть и немного разным. Тем более даже сами сербы все немного разные. Одни сербы выглядят как типичные южане, похожие скорее на итальянцев, а кто-то наоборот значительно светлее и его не отличишь от жителя севера России.
Тем временем автобус проезжает Кральево, и за окном появляются горы и бурная река Ибар, по долине которой едем дальше. Дорога петляет, и после очередного поворота мы вдруг замечаем, сквозь мелькающие ветки, руины башен на вершине холма. Дорога вместе с рекой огибает этот холм, и можно подробно рассмотреть крепость над которой реет вымпел раскрашенный в цвета сербского флага. Позднее удалось прочесть, что это крепость Маглич, название которой происходит от сербского "магла" - мгла. Раньше здесь был целый город, временем основания которого считается XIII век. Впоследствии в крепости была резиденция сербского архиепископа, потом турецкий гарнизон, а с XVIII в. Маглич оказался заброшенным.
С сожалением, что не удастся её посетить, провожаем крепость взглядом. Автобус движется дальше по берегу Ибара, приближая нас к цели поездки.
В какой-то момент на берегу возникает фигура каменного война с надписью - "Ибарским героям павшим за короля и отечество (1912-1918)". Видимо, этот памятник посвящён всем местным солдатам, павшим в ходе Балканских и Первой мировой войн.
Так же неожиданно из-за поворота появляется Ушче, где нам нужно выходить. Автобус удаляется, и мы оказываемся в центре небольшого горного посёлка. Осматриваемся и почему-то не замечаем автостанции, которая, как потом выяснилось, находится тут же рядом. Если смотреть на фото, она будет левее. Учитывая что в инете информации об автобусах от Ушче до Студеницы немного и она крайне скупая и противоречивая, в голове вертелось два варианта - такси или идти пешком. В окрестностях обнаруживаем несколько кафешек, где коротают полуденный зной суровые мужчины. Возникает идея, что кто-то из них с удовольствием решит подзаработать, но, как оказалось, это было наивно. Они лениво пожимали плечами и показывали руками куда-то в сторону. Ярко выраженных таксмоторов также не просматривалось. В общем, опрос местного населения внятных результатов не дал, и мы двинулись по шоссе назад, пересекли по мосту речку Студеница, которая здесь впадает в Ибар и повернули налево по дороге, идущей к монастырю. Вот теперь, я думаю, становится понятно, почему я написал, что наш вариант подойдёт не всем.
Конечно, если вы полны сил, и вам сопутствует благоприятная погода, как это было в нашем случае, то такая прогулка может оставить только положительные впечатления. Естественно, если идти по дороге, то надо держаться обочины, и внимательно прислушиваться, чтобы не встретиться с неожиданно возникшим из-за поворота автомобилем. Вокруг разворачивались прекрасные горные виды с домиками под черепичными крышами, раз в несколько минут проезжала машина, и вновь воцарялась тишина. Впереди у нас было 12 километров горной дороги.
Километра через два закончились последние домики Ушче, и остались только горная дорога и свежий воздух, наполненный ароматами хвойного леса. Солнце, к счастью, было прикрыто небольшой облачностью, что создавало комфортные условия для прогулки. Где-то внизу долины шумела Студеница.
Вдруг сзади послышался медленно приближающийся натужный шум двигателя, и из-за поворота возник автобус. При виде его мы испытали смешанные чувства. С одной стороны, мы как лохи проморгали автобус, на котором через пятнадцать минут были бы на месте, с другой - лишились бы приятной прогулки по горам. Понимая, что автобус скорее всего не остановится, мы вяло помахали руками. Автобус действительно не остановился, продолжив свой неспешный подъём. Лишь водитель и пассажиры удивлённо посмотрели в нашу сторону. За этот марш-бросок мы ещё не раз поймаем на себе подобные взгляды водителей и редких местных жителей. Ну да ладно, шагаем дальше.
Какие-то местные пчёлы увеличенного размера и имеющие красноватый оттенок наружного покрытия.
Величественные горные ландшафты не давали заскучать, а когда дорога становилась монотонной, мы начинали придумывать разные страшилки о том, как закончится наш поход или напевать что-нибудь из Короля и Шута. Пустынные загадочные деревеньки и неизведанные леса вокруг обеспечивали соответствующие настроение.
Пару раз попались даже гостиницы. Так что, если бы нас здесь застала темнота, ночевать под деревом не пришлось бы.
Детище французского автопрома, достаточно часто попадающееся в Сербии и даже имеющее оттенок культовости. Распространённость четвёртой модели "Рено" в здешних краях можно объяснить не только свойственной ей дешевизной и простотой конструкции, но и тем, что в Словении находилось производство этих неказистых авто. Начиная с 1973 года и вплоть до 1992 года завод в городе Ново-Место выпускал данную модель, которую разработчики сравнивали по своей функциональности и практичности с джинсами. Как можно увидеть - не зря, бегают до сих пор.
Еще один симпатичный и безлюдный хуторок.
Через два с лишним часа мы достигли долгожданного знака с фразой приветствия, которая совершенно точно отражала на этот раз суть момента. Мы именно, что "дошли", и вполне "добро".
После знака нам пришлось преодолеть ещё около километра, чтобы оказаться перед монастырём. Но первое, что привлекло наше внимание, были не древние стены обители, а табличка с столовыми приборами и стрелочкой. В указанном направлении обнаружился ресторан при монастыре, предоставляющий уставшим пилигримам возможность насытиться. Цены в нём средние для Белграда. Меню было изначально на сербском и с ценами, но по нашей просьбе нашли меню на аглицком, правда уже без цен. Пришлось проводить сравнительный анализ. Приятно было увидеть, что соблюдение традиции постных дней не нарушается в угоду туристам.
В ходе обеда удалось узнать у официанта расписание автобусов до Ушче. На июль 2014 года время отправления автобусов от Студеницы до Ушче было следующим: 5.00, 10.30, 13.10 и 16.00. С учётом того, что нужно было ещё посмотреть монастырь, мы не успевали ни на один из них, и встал вопрос о гостинице. Она обнаружилась в этом же здании, и нам без проблем предоставили свободный номер, рассчитанный на 3 человек, с полноценным санузлом, балконом и небыстрым, но сносным вай-фаем. Даже скайп работал. Номер обошёлся в приблизительно 2000 динар. После решения вопросов с проживанием, отправились в монастырь. У монастыря есть свой сайт www.manastirstudenica.rs, на котором можно найти подробности об одной из самых известных обителей Сербии. Значимость монастыря, как культурного наследия подтверждает и ЮНЕСКО, внеся его в свой список. На фото церковь Иоакима и Анны, построенная в 1282-1321 годах королём Стефаном Урошем II Милутином и в связи с этим называемая также Королевской церковью. Знаменита своими росписями XIV века.
Когда мы начали осмотр монастыря, послышались глухие удары "била", которыми монах созывал братию на вечернюю молитву. Мы же отложили посещение монастырской службы на следующее воскресное утро.
Главный храм монастыря - Успения Пресвятой Богородицы. Здесь видно только фасад внешнего притвора, построенного в 1235 году.
Покидаем территорию монастыря через высокую башню, чтобы осмотреть окрестности.
Пройдя по тропинке к дороге, обнаруживаем облагороженный источник.
Дальнейший наш путь лежал по дороге, уходившей сначала в сторону речки, а затем через мост в горы. По ней то мы и решили подняться, что осмотреть окрестности. Грунтовый серпантин с каждым поворотом поднимал нас всё выше и выше над долиной. Вот бы промчаться по нему вниз на велике.
Пока мы неспешно поднимались наверх, солнце совершало обратный путь, и, когда за очередным поворотом, показались дома местных жителей, к которым собственно и идёт дорога, они уже были в тени гор. Да, местное население вот так вот рассредоточено по склонам. Чем они здесь занимаются не очень понятно. Вероятно какой-то сельскохозяйственной деятельностью. Дома, как и везде в Сербии, достаточно добротные. Лачуги здесь не принято строить. Видно, что сербы руководствуются древним принципом: "Мой дом - моя крепость", и неторопливо возводят основательные жилища, становящиеся центром сосредоточения жизни семьи.
На обратном пути нас обогнала машина, в которой ехала одна такая семья. Приветливо помахали рукой нам, а мы им.
В быстро сгущающихся сумерках вернулись в гостиницу. Вот так выглядел наш номер. Все очень хорошо и комфортно. На заднем плане выход на балкон, где можно отдохнуть в тишине и покое, созерцая закат над монастырскими стенами.
Вид с балкона, который открылся нам утром. Вечером можно было увидеть, как на этих склонах гор в разных местах горели огоньки домов.
Так выглядит монастырская гостиница. Слева внизу находится ресторан. Вход в гостиницу расположен правее, там, где начинаются балконы.
В шесть часов утра, как мы и собирались, пошли на утреннюю службу. Было воскресение, поэтому небольшое основное пространство храма Успения Пресвятой Богородицы заполнилось людьми, пришедшими со своих хуторов, достаточно плотно. Богослужение идёт без излишней торжественности, как это принято у нас, но при этом оно ближе, понятнее и ощущается какое-то единство духовенства и мирян. Те места, которые произносятся на церковно-славянском, в частности молитву "Отче наш" и Символ Веры, можно понять без проблем и молится вместе со всеми. Немного отличается произношение и расстановка ударений, но всё легко воспринимается.
Общий вид соборного храма Успения Пресвятой Богродицы. Основная его часть, возведённая в XII веке, украшенная резьбой по камню, является главной архитектурной ценностью ансамбля монастыря.
Служба оказалась не столь продолжительной, как ожидалось, и вот уже все прихожане собрались в ресторане гостиницы, где для всех организовали бесплатный чай с угощениями. Нам запомнился сыр, типа брынзы, видимо монастырского изготовления, с терпким, даже можно сказать ядрёным, насыщенным кисломолочным вкусом, переходящим в горчинку. Видимо местные жители предпочитают еду с ярко-выраженными вкусовыми качествами. Нам и сербский салат накануне подали не с обычным перцем, а с острым. После трапезы мы ещё раз прогулялись по территории монастыря.
Древние надгробия. Самое любопытное из них с портретным изображением лица. Наверное, это был какой-то благочестивый монах или игумен монастыря.
С приближением времени отправления автобуса постепенно перебираемся к шоссе. Автобус проходящий, поэтому уточняем у местных жителей место остановки. Нам его указали и с него открылся вот этот вид, а сам автобус должен был появиться из-за того поворота. Ожидалось, что появится опять неторопливый труженик горных дорог, но в указанное время оттуда вылетел шустрый новенький микроавтобус зелёного цвета. Произошло это настолько стремительно, что мы едва успели выскочить из тени придорожных деревьев, где коротали время.
И вот мы уже мчимся по дороге в Ушче. Водитель автобуса оформляет билеты при помощи какого-то сложного механического агрегата.
Нам пробивают сразу до Кральево. Правда, понять это по самому билету решительно невозможно. Агрегат оставляет на талончике хитрый шифр, понятный только посвящённым.
Микроавтобус приезжает на автостанцию Ушче, которую мы вчера почему-то не заметили, и всех высаживает. Те, кому нужно в Кральево, должны пересесть на другой автобус. А вот как раз и они, те самые неторопливые труженики горных дорог, много повидавшие на своём веку.
На всякий случай снимаю расписание автостанции Ушче, хотя со временем оно конечно изменится.
Дедушка в национальном сербском головном уборе - шайкаче, который одно время был также частью военной формы.
Едем обратно в Кральево. Там на автостанции мы купим билеты на автобус до Белграда, которые ходят здесь достаточно часто, и часов в пять уже будем снова в сербской столице. Вот такая получилась у нас импровизированная экскурсия по Сербии. Как выяснилось, съездить до Студеницы своим ходом не так уж сложно, как это казалось на первый взгляд. А в следующий раз я расскажу уже не об укрывшемся в горном ущелье монастыре, а о втором по величине городе Сербии, являющемся центром края Воеводина. Речь пойдёт о поездке в Нови-Сад.
Свежие комментарии